Музей

Экспозиция корпоративного музея  АО «ОДК-СТАР»

         Корпоративный музей АО «ОДК-СТАР» вновь открыл свои двери для посетителей к 75-летнему юбилею выпуска первого карбюратора, 14 августа 2015 г.
         При входе в зал музея посетителей встречает взлетная полоса с постепенно загорающимися огнями, звуки работающего мотора, взмывающий ввысь самолёт, марш авиаторов. Эта композиция является «ударной», она делает акцент на принадлежность АО «ОДК-СТАР» к авиакосмическому комплексу России, символизирует стремление к высоким технологиям, устремлённость предприятия в будущее.
         Основная экспозиция представляет собой показ информации на современных стендах, продукцию предприятия в витринах и на подиумах. Она условно разделена на 2 зоны - историческую и современную. Каждая зона состоит из 4 разделов, которые фиксируют внимание посетителя на ярких личностях, переломных, решающих событиях в жизни предприятия. Передовая техническая оснащённость музея даёт возможность проводить работу на современном уровне.
 


Историческая зона
         Раздел 1938-1945 гг. рассказывает об истории агрегатостроения, строительстве завода-дублёра 33-бис, освоении первого авиационного карбюратора на уральской земле АК-62 (АК-25-4Д), людях, стоящих у истоков его рождения, трудных годах военного лихолетья. В витрине посетители увидят подлинные предметы военной поры, на подиуме - ценную коллекцию агрегатов военного времени, которые устанавливались на все фронтовые самолёты. А в сенсорной панели можно найти сведения по истории авиации и воздухоплавания, изображения и технические характеристики карбюраторов времен войны, Книгу памяти, информацию о выдающихся руководителях и производственниках, видеохронику.
         Раздел 1946-1970 гг. рассказывает о достижениях послевоенного времени: выпуске топливорегулирующей аппаратуры для первого в мире реактивного лайнера Ту-104 и сверхзвукового самолёта Ту-144, начале ракетной эры, о новшествах, которые вслед за заводом им. М.И. Калинина повторили другие предприятия: введении 5-дневной рабочей недели, внедрении автоматизированной системы управления предприятием, создании информационно-вычислительного центра.            
Раздел 1971-1988 гг. посвящен дальнейшему прогрессивному развитию предприятия, его техническому перевооружению.
         Для двигателей (Д-30 первой серии, Д-30АП второй серии разработки КБ П. А. Соловьева) самых массовых пассажирских самолетов Ту-134, Ту-134А завод выпускал агрегаты «30» системы: НР-30, ЦР-1В, ЦР-2В, НР-30АР. Сложность производства агрегатов этой системы возросла более чем на 60 % в сравнении с аналогичными системами, выпускаемыми ранее.
           Предприятие приступило к выпуску агрегатов «53» системы четвертого поколения: НР-53Б, РСФ-53Б, ФН-53 разработки КБ Ф. А. Короткова для двигателя АЛ-21Ф3 на самолеты-истребители МиГ-23Б, Су-17М, Су-24 (в месяц выпускали до 90 агрегатов вместо трех).
           Стенды музея раскрывают перед посетителями достижения предприятия, одно из которых  - внедрение станков с программным управлением (к 1975 г. в цехах работало около 500 станков, из них 166 – обрабатывающие центры). В 1974 г. был создан филиал завода – Губахинский механический завод.  В 1976 году сдан в эксплуатацию корпус № 40 для сборочных цехов, который считали  лучшим  в Министерстве авиационной промышленности. Построен новый  производственный комплекс по изготовлению электронных систем управления. Ширилось бригадное движение (к 1980 г. работали 504 производственные бригады, 3564 чел.).
 
 
        Быстрыми темпами велось жилищное строительство. Более шести тысяч семей заводчан получили квартиры.
          Раздел 1989-2011 гг. рассказывает об успешном преодолении трудностей перестройки, наградах предприятия.
         В годы перестройки  на «Инкаре» была разработана экономическая политика, которая позволила объединению сохранить и укрепить свои позиции: эффективный поиск заказов на авиационную продукцию, развитие международного сотрудничества, увеличение выпуска товаров народного потребления, выпуск продукции автомобильной тематики.
         Предприятие становится участником международных, всероссийских и региональных выставок и ярмарок и получает заслуженные награды за высокие экономические показатели и качество продукции. За победы в трудовом соревновании и заслуги в деле воспитания молодёжи «Инкар» был награждён знамёнами, которые заняли почётное место в исторической зоне музея.
         В ПАКБ были разработаны и внедрены в серийное производство системы автоматического регулирования и топливопитания авиадвигателей для самолётов Ту-134, Ту-154М, Ил-76, Ил-62М, Ил-96-300, Ту-204, Ил-114, МиГ-31, вертолётов Ми-6, Ми-14, Ми-24, Ка-15, Ка-32, Ка-50, танка Т-80.
         В этом разделе представлен макет вертолётного двигателя ТВ2-117 на знаменитый вертолёт Ми-8, для которого ПАКБ осуществляло конструкторское сопровождение и доводку, а ОАО «ПАО «Инкар» в течение 30 лет выпускало  САУ «40», состоящую из 6 агрегатов.
 
        
       В 2010 г. ОАО «СТАР» и ОАО «ПАО «Инкар» вошли в Объединённую двигателестроительную корпорацию, а в апреле 2011 г. были объединены в одно предприятие.
         В исторической зоне музея представлены витрины с товарами народного потребления. После войны многим оборонным предприятиям было дано задание по выпуску гражданской продукции. Не был исключением и наш завод: на протяжении долгого времени он выпускал детские машинки, сувенирную продукцию, утюги,   керосиновые плитки, лодочные моторы «Прибой», карбюраторы малой мощности для мотоблоков и мотопил, овощешинковки, рыхлители и множество других товаров народного потребления.
         С 1975 г. предприятие начинает серийный выпуск цельнометаллического термоса, первым в стране разработав технологию вытяжки цельнометаллической колбы. Изделие получилось уникальным, пользовалось большим спросом при выпуске 50 тысяч штук в год.
         В 1977 г. была закончена разработка первой в стране мощной электропилы «Парма», в начале 1980-х гг. пошло её серийное изготовление до 100 тысяч электропил в год. Позже появилось целое семейство пил: «Парма-М», «Парма-2М», «Парма-3», «Парма-4», а также дисковая пила «Инкар-16Д», облегчённая цепная пила «Инкар-16Ц». За почти тридцатилетний период было выпущено более миллиона электропил.
         В 1993 г. предприятие переходит на освоение и серийный выпуск агрегатов автомобильной тематики: гидротолкателей ГТ-30 и ГТ-35 для автодвигателей Заволжского моторного завода и  АвтоВАЗа. Наш гидротолкатель – сложнейшее по технологии изделие, разработанное на предприятии, – вытеснил с российского рынка мощного мирового производителя гидротолкателей – немецкую фирму «INA». 
         В 1995 г. началось освоение разработанного по заказу МЧС аварийно-спасательного гидроинструмента, который вобрал всё лучшее, что было в авиационно-космических технологиях страны. Уникальные алюминиевые и титановые сплавы позволяли сделать инструмент лёгким и прочным. Режущие ножи благодаря легированным сталям и специальной технологии термообработки превосходили по стойкости аналогичные зарубежные образцы. Аварийно-спасательный инструмент был оценён специалистами как не имеющий аналогов в мировой практике. Особенно высокое признание он получил при ликвидации стихийных бедствий в Турции и на Тайване.
 
 Современная зона
 
       АО «ОДК-СТАР» имеет внушительную историю разработки и изготовления агрегатов топливопитания вертолётных двигателей, поэтому следующий раздел экспозиции посвящён вертолётной тематике.
         В 60-е годы ХХ века предприятием был освоен серийный выпуск карбюраторов АК-26 для первого отечественного серийного вертолёта Ми-1В.  В это же время  начинается разработка насоса-регулятора НР-3 для турбовального двигателя ТВ3-117, который становится основным для средних вертолётов Миля и Камова и является одним из самых массовых в мире.  За период эксплуатации двигателя изготовлено более 30 тыс. комплектов агрегатов, суммарный налёт составляет около 30 млн. часов.
В 1987 году предприятию была поручена разработка системы управления «87» для нового вертолетного двигателя РД-600В, который создавался конструкторским бюро в Рыбинске и предназначался для многоцелевого транспортно-десантного вертолета Ка-60 "Касатка" и транспортно-пассажирского вертолета Ка-62. Было принято решение о том, что САУ-87 будет создаваться на новых конструктивных принципах, как по электронике, так и по гидромеханике. В электронной части главную роль играл электронный регулятор РЭД-87, что  позволило успешно решить в 1998 году проблему создания САУ-2000 для двигателя нового пассажирского самолета Ан-140.   Таким образом, начиная с середины 1990-х годов вертолетная и самолетная тематика на предприятии развивались в тесном взаимодействии.
      Для двигателя ВК-2500П на новейшие вертолёты Ми-171А2, Ми-28, Ми-35 предприятие разработало насос-регулятор НР-2500. Он даёт новое качество двигателю за счёт введения исполнительных механизмов для повышения запасов газодинамической устойчивости и ликвидации помпажа, а также повышает надёжность двигателя за счёт исключения привода частоты вращения свободной турбины.
В 1976-78 годах министерством авиационной промышленности было поручено освоить топливорегулирующую аппаратуру системы «3048» двухконтурного турбореактивного двигателя Д-30Ф6 с форсажем для самолета МиГ-31.
         Система автоматического регули­рования «3048» стала выдающимся достижением в мировой авиации. Она представляет собой более вы­сокую степень развития автоматики авиационной техники по сравнению с ранее освоенной заводом системой «53». Сложность и трудоемкость ее изготовления объективно связаны с повышенными требованиями к точ­ности регулирования, надежности, более жесткими требованиями экс­плуатации, большим количеством выполняемых функций. Система гидроавтоматики «3048» состоит из десяти агрегатов разработки ПАКБ. В  этих агрегатах  содержится:
  • 110 прецизионных пар;
  • 9 программных кулачков (в том числе 3 объемных);
  • более 50 сложных рычагов, кронштейнов;
  • более 300 регулируемых эле­ментов;
  • 30 корпусных деталей, в том числе с литыми каналами.
    Несколько корпусов по сложности литья и механической обработки не имели аналогов на заводе. Для  этой САУ  впервые в мире был создан электронный цифровой регулятор РЭД-3048, который обеспечивает управление и ограничение основных режимов двигателя. 
    В 1983 году завод на­чинает серийный выпуск агрегатов системы «31», разработанной ОКБ «Темп» главного конструктора Ко­роткова. Система включала агрегат РСФ-31Б для регулирования фор­сажного контура двигателя АЛ-31Ф для истребителя Су-27. Впоследствии появились модификации агрегата РСФ-31А, РСФ-31В, РСФ-31ВТ1, РСФ-31Н1 для боевых самолетов Су-24, Су-27УБ, Су-З0МКК, Су-30МКИ, Су-35 и других. Освоение этих топливопитаю­щих и топливорегулирующих систем можно назвать началом приближения предприятия к внедрению отдельных элементов пятого поколения САУ для двигателей пятого поколения.
 
 
         В 1989 году предприятие приступает к серийному произ­водству системы автоматического управления «90». В состав этой системы   разработки ПАКБ главного конструктора Г. И. Гордеева входят агрегаты НР-90 - насос регулятор, АРТ-90 - автомат распределения топлива, ТД-90 - тер­модатчик, РЭД-90 – электронный регулятор. Система разработана для двигателя ПС-90А разработки ОКБ П. А. Соловьева (ныне АО «Авиадвига­тель») и предназначена для пассажирских самолетов Ту-204, Ту-214, Ил-96-300 и транспортного самолета Ил-76МФ.
         ПС-90А на сегодняшний день - един­ственный отечественный двигатель, имеющий множество модификаций, сертифицированный в соответствии с требованиями ИКАО по шуму на мест­ности и вредным выбросам в атмосфе­ру, не уступающий по экономичности лучшим мировым аналогам.
         Сегодня АО «ОДК-СТАР» задействована в важнейшей программе российского двигателестроения: разработке и производстве семейства двигателей тягой 9-18 тонн, предназначенного для применения на перспективных пассажирских и транспортных самолетах.
         Но предприятию мало покорить небо. Наша техника успешно работает в море, на земле и в космосе.
         АО «ОДК-СТАР» обеспечивает полный цикл работ по автоматизации управления промышленных газотурбинных приводов и газотурбинных энергоблоков: проектирование и разработку систем и алгоритмов, программирование контроллеров и изготовление аппаратной части, монтажные и пуско-наладочные работы, сервисное обслуживание.
Агрегаты автоматики, выпущенные предприятием, успешно работают в составе двигателя  самой мощной в мире ракеты-носителя «Протон-М».
         В 2012 г. АО «ОДК-СТАР» приступило  к созданию САУ судового энергоблока мощностью 8 МВт. В итоге получилась принципиально новая система. Впервые в отечественной практике она обеспечивает  переход между жидким и газообразным состояниями топлива за 15 секунд. Качество проведенных работ подтвердила успешная сертификация САУ на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза и Российского морского регистра судоходства.
         Производство электронной аппаратуры невозможно без печатных плат. Только эти  миниатюрные  элементы позволяют создать аппаратуру, имеющую высокую точность, минимальный вес и объем, что особенно важно для авиации.  Основными направлениями работы электронного производства  АО «ОДК-СТАР» являются: опытно-конструкторские разработки в области беспилотных летательных аппаратов, наземной и морской тематики; серийное производство и ремонт электронных регуляторов.
Уже более 60 лет длится история международного сотрудничества предприятия. Начавшись с Китая и Индии, география сотрудничества постепенно расширялась, и сегодня можно с уверенностью  сказать, что АО «ОДК-СТАР» - предприятие с высоким экспортным потенциалом.
         Более 75 лет на заводе существует профсоюзная организация, объединяющая в своих рядах  большую часть работников. 
         История АО «ОДК-СТАР» – это не только история техники, это, прежде всего, история судеб нескольких поколений людей, которые посвятили свою жизнь авиации. Благодаря  их самоотверженному труду вот уже более 75 лет создается история предприятия, а в конечном итоге –  слава и гордость страны.
 
 
     Музей открыт для посетителей с понедельника по пятницу с 8.00 до 17.00. Для взрослых посетителей проводится обзорная экскурсия. Для школьников предназначены тематические экскурсии: «Путешествие в страну авиации» (30 минут, 3-5 классы), «С мечтой о полёте» (40 минут, 6-8 классы), «АО «ОДК-СТАР»: на земле, в небе, на море и в космосе» (50 минут, 9-11 классы).
Экскурсии проводятся по предварительным заявкам групп по телефону: 249-31-52, е-mail: khazipova-el@ao-star.ru.
Subscribe to Сбор новостей