История

 
        История АО «ОДК-СТАР» неотделима от истории ОАО «ПАО «Инкар», которых связывало не только место – общая производственная территория, но и время – десятки лет совместного сотрудничества, плодотворного партнерства. Их связывала общая судьба. Первым на свет появился «Инкар». Он был задуман как уральский дублер московского карбюраторного завода № 33. В постановлении правительства о его строительстве говорилось: «...В целях обеспечения развивающейся авиации карбюраторами и размещения промышленности в районах Урала и Сибири построить... в г. Перми завод-дублер №33-бис».
          Завод был заложен в 1938 году. За городской чертой, среди редколесья, вблизи деревни Жарино, примыкавшей к железной дороге Пермь – Екатеринбург (тогда – Свердловск), в 1939 году вырос одинокий заводской корпус с двухэтажным пристроем. В 1940 году появился второй корпус. Начали работать первые цехи, в которых шло освоение производства карбюратора АК-62.
          К концу 1940 года завод-дублер выпустил первые сотни карбюраторов. На соседнем заводе имени Сталина (ныне – «Пермский моторный завод») карбюраторы ставились на двигатель М-62 для истребителя И-16. До начала Великой Отечественной войны завод освоил производство карбюраторов К-105БП для двигателей скоростных истребителей Як-7б и Пе-3, пикирующего бомбардировщика Пе-2, ставшего во время войны основным фронтовым бомбардировщиком.
          Война и начавшаяся в связи с ней эвакуация людей и материальных ценностей на Восток заставила объединить московский завод № 33 с его уральским дублером. В октябре 1941 года в Перми на территории молодого предприятия разместился прибывший из Москвы карбюраторный завод и входящее в его состав ОКБ главного конструктора Ф. А. Короткова. Приказом наркома от 28 октября 1941 года эвакуированный завод был организационно объединен с пермским заводом. Директором объединенного завода, получившего номер 33, был назначен А. Г. Солдатов.
          ОКБ, возглавляемое Ф. А. Коротковым, проработало в Перми почти два года. Совместно с заводом № 33 коллектив его занимался доводкой и обеспечением серийной поставки карбюраторов для авиадвигателей. В 1943 году, когда произошел коренной перелом в ходе войны, эвакуированные предприятия начали возвращаться на места прежней дислокации. Вернулось в Москву и ОКБ Ф. А. Короткова.
          Однако завод № 33 остался в Перми, и теперь уже навсегда. Вновь проводить реорганизацию, разделять его на два предприятия – пермское и московское – было нецелесообразно: завод в то время был единственным в стране поставщиком авиационных карбюраторов, и любой, даже недолгий, сбой в его работе мог очень тяжело отразиться на состоянии фронтовой авиации. Вместе с тем доводка изделий непосредственно на месте их изготовления – в Перми – требовала инженерно-конструкторского обеспечения. Вот почему на заводе № 33 в июне 1943 года вместо выбывшего в Москву опытно-конструкторского бюро был создан его филиал.









 




 
Сборочный конвейер 1942 г.

 


 
Июль 1940 г. Выпуск первого карбюратора АК-62.
Июнь 1943 г. По приказу № 336 народного комиссара авиационной промышленности в Перми при карбюраторном заводе № 33 создан филиал Московского опытного конструкторского бюро № 315, который занимался доводкой и совершенствованием серийных карбюраторов для двигателей самолётов.
1941-1945 г. Единственный в стране завод по выпуску авиационных агрегатов. Произведено 1 млн. 107 тыс. карбюраторов.
1945 г. За  выдающиеся достижения в труде и производстве стратегической продукции завод награждён орденом Трудового Красного Знамени.
1954 г. Выпуск топливно-регулирующих агрегатов для первого реактивного двигателя.
26 февраля 1957 г. По приказу № 66 министра авиационной промышленности филиал Московского ОКБ-315 преобразован в самостоятельное опытно-конструкторское бюро № 33 (1 апреля 1957 г. – Пермское агрегатное конструкторское бюро – ПАКБ).
1957-1960 г. Разработаны системы регулирования для первого отечественного двухконтурного двигателя Д-20П самолёта ТУ-124.
1981 г. Серийный выпуск знаменитой электропилы «Парма».
1985 г. Сдан в эксплуатацию лабораторно-производственный  корпус электроники.
1992 г. Выпуск «90» системы для двигателя ПС-90 на самолёт Ту-204.
1993 г. Создана САУ ГТУ-2,5 по заказу Газпрома, и начато её серийное производство для передвижных электростанций ПАЭС-2500М и блочных электростанций мощностью 4 МВт. На объектах «Тюментрансгаза» работает 80 САУ.
1995 г. Освоение и выпуск гидротолкателей для Заволжского моторного завода «АвтоВАЗа».
1998 г. Создана электронно-гидромеханическая система управления винтомоторной силовой установкой для пассажирского самолёта Ан-140 с универсальным цифровым регулятором РЭД-2000, в котором совмещены функции управления двигателем и винтом самолёта, измерения их параметров, диагностики и контроля двигателя и винта.
2000 г. Выпуск миллионной пилы «Парма».
2006 г. Начато опытное производство новой САУ двигателя ПС-90А2 для пассажирских самолётов. Создан регулятор системы РЭД-90А2М, который объединяет функции управления двигателем, контроля и диагностики. Ресертификация СМК на соответствие требованиям ИСО-9001 (ГОСТ Р ИСО 9001).
2009-2010 г. Начаты работы по созданию САУ и ТП перспективного двигателя ПД-14 для ближне- и среднемагистрального пассажирского самолёта МС-21. Сдана в эксплуатацию газовая котельная, обеспечивающая предприятие собственным теплом, что улучшило условия труда и снизило энергозатраты предприятия в 2,5 раза.
2009 г. Награждено опытное производство Дипломом победителя Всероссийского конкурса «1000 лучших предприятий и организаций России-2009г.».
2010 г. Разработана двухтопливная локальная система управления (ЛСУ) морским ГТД.
2011 г. Создано объединённое предприятие ОАО «СТАР».
2013-2014 гг. Разработан насос-регулятор НР-3 ОК с шестеренным качающим узлом для вертолетного двигателя ТВ3-117/ВК-2500.
14 августа 2015 г. Торжественное открытие обновлённого корпоративного музея АО «ОДК-СТАР» в день 75-летия предприятия.
26 января 2016 г. ОАО «СТАР» переименовано в АО «ОДК-СТАР» в соответствии с решением внеочередного общего собрания акционеров.
Февраль 2016 г. Начало работ по серийному выпуску гидротолкателей ГТ30В (21179-1007300-00).
 
 
Subscribe to Syndicate